суббота, 17 августа 2019 г.

Хариус в Норвегии

   Предыдущие две рыбалки на море и реке вышли неудачными и писать о них было нечего. Поймал на одной из них бычка с полпальца, а на другой вообще ничего. Вчера же мы вновь выселились из нашего жилья на выходные, чтобы исследовать более дальнюю Норвегию. Я поехал на реку Гломма северо-восточнее Осло. Это самая большая река в Норвегии, кроме того, она славится своей популяцией трофейного хариуса. Интересно, что хариус по-норвежски будет "харр". У нас это слово считается заимствованным из финского, в норвежском, видимо, так же. Совсем недавно я уже приобщился к ловле этой замечательной рыбы на Тверщине. Там хариус мелкий, так сказать, "пробная версия". А в Норвегии можно рассчитвать и на "полную версию". Поэтому я приехал в городок Эльверум и заселился в ночлежку, впервые воспользовавшись услугами сайта airbnb.
   На сегодня был обещан дождь с 8 утра и до конца дня, поэтому я выехал на рыбалку пораньше, чтобы успеть половить хоть немного. За 80 км пути вдоль реки я не встретил ни одной попутной машины, а встречных было всего две и то в самом начале. Такие дороги мне нравятся. На обратном пути, правда, машин было уже побольше. Гломма в этом районе представляет собой уже достаточно большую реку, сравнимую с Верхней Волгой. Ловить в такой реке, не зная конкретных точек, бесперспективно. Ловля хариуса тем лучше, чем выше по течению удастся забраться. Самые лучшие места слишком далеко. Я выбрал компромиссный вариант. Изучил внимательно карту и поднялся на эти 80 км, так как там река образует множество рукавов с островами, отмелями и косами между ними. Это то, что нужно. Каждый такой рукав будет как малая река, на которых я больше всего люблю ловить. В таких местах удобно ходить, а перспективные точки гораздо легче определить, чем на большой реке.
   В первом месте я заехал на территорию частного поместья и понял, что к воде не проеду. Тут же вышла хозяйка, проверить, что за незваный гость. Я сказал, что заблудился, извинился и уехал. Проехав ещё, нашёл специальную рыболовную точку доступа со стендом с правилами ловли. Здесь и ловил. Рукава не подвели и были именно такими, как мне и было нужно.
   Сразу же за блесной стали выходить мелкие хариусы, но клевать не спешили. Я начал менять вертушки, чтобы подобрать нужный размер. Тут у меня случилась небольшая неприятность. Остановился, чтобы сфотографировать вот эту уточку.
   Когда вытаскивал фотоаппарат, крышка объектива соскочила и упала в воду. Я стоял на течении и её мгновенно унесло. Крышка в последнее время плохо держалась и это должно было рано или поздно случиться. Смирился с потерей и вскоре получил первую поклёвку. Очень маленький хариус сорвался. Рыба стояла под более глубоким берегом. Я шёл посередине и забрасывал к нему. Вторую поклёвку я реализовал.

   Уже было обрадовался, что с первой же рыбы побил свой рекорд по хариусу, но нет. В нём было 220 г, а мой самый большой тверской был на 230 г. Взял его на обед. В этом месте можно брать 5 форелей или хариусов в любом соотношении, но только одна рыба может быть более 35 см. Здесь берегут не мелкую, а крупную рыбу и это правильно.






   Больше на этом участке поклёвок не было и я пошёл дальше, обходя один из островов. Под нависающим деревом увидел появившийся круг на воде - рыба подбирает насекомых. Подошёл туда и поймал хариуса значительно более приятного размера - на 410 г.



   Этот хариус наконец-то самец с большим и ярким спинным плавником, за который хариуса так любят и ценят. До этого мне попадались исключительно самки или неполовозрелые рыбы. Забрал и его.
   Следующей рыбой оказалась небольшая форелька, зацепившаяся снаружи. Сопротивлялась она несравнимо сильнее более крупного хариуса. Отпустил её.
   Далее как-то всё затихло. Поймал и отпустил ещё одного мелкого хариуса. Побродил ещё по рукавам. Начал моросить обещанный дождь.


   Видел овечью отару, каким-то образом оказавшуюся на острове.
   Вернулся обратно и поймал ещё одного мелкого хариуса. Отпустил и его. А первых двух разделал прямо на реке, так как хариус известен тем, что быстро портится.
   Дождь моросил мелкий и вполне можно было бы ловить дальше, но я поехал обратно, так как были еще планы на сегодня. К тому же, села батарея на фотоаппарате, а подводную камеру я вообще забыл.
   А вот, кстати, образец традиционной норвежской крыши, покрытой слоем почвы.
   Приехал и хариусов сразу пожарил. Эту рыбу многие едят сырой, так как живёт она в чистой воде и паразитов у неё меньше, чем у других рыб. Я тщательно изучал данный вопрос и пришёл к выводу, что лучше этого всё же не делать. Но сейчас не удержался, срезал небольшой кусочек со спины, внимательно рассмотрел, и съел, слегка присолив. Неплохо. Теперь, если что, главное вовремя диагностировать паразитарную инвазию. Единственный опасный для человека паразит, отмеченный в хариусе, имеет размеры порядка 1 мм. Полагаю, я бы его заметил.
   После обеда я посетил норвежский музей леса, который находится в Эльверуме. Хоть городок и маленький, но музей этот большой и интересный, общенорвежского значения.

   Здесь много разного, связанного с лесом, охотой, рыбалкой, собирательством, лесозаготовкой и деревообработкой.


   Есть и неплохой аквариум, в котором меня поразили крупные экземпляры плотвы и, особенно, ерша. Сфотографировал вот такую грустную форельку в аквариуме, имитирующем лесной горный ручей.
   А вот здесь в аквариуме со стаей гольянов закреплён специально подготовленный дохлый окунь. Видимо, чтобы гольяны отщипывали от него кусочки.
   Ходил по этому музею до самого закрытия. Плохо только, что от этого я устаю больше, чем от рыбалки. Вроде, есть ещё и внешняя экспозиция, но моросил дождь, музей закрывался, и я осмотрел только очень скромный ботанический сад с травянистыми, в основном, растениями и поел там немного малины.
.   Завтра погода должна быть получше и я буду ловить хариуса до вечера, а затем отправлюсь обратно в Хортен.

Комментариев нет: